| МХТ празднует 150 лет со дня рождения Станиславского
Логично, что к юбилею Константина Станиславского Московский
Художественный театр, им созданный, приготовил ряд «отчетно-выборных»
мероприятий: лабораторию молодой режиссуры, научную конференцию,
видеообращения мэтров мирового театра, вывешенные на сайте МХТ. |
Но самым эффектным стал срежиссированный
Кириллом Серебренниковым вечер-посвящение «Вне системы», пьесу для
которого написал «новодрамовец» Михаил Дурненков. Этот подарок ко дню
рождения реформатора, в конце позапрошлого века реально переменившего
участь русского репертуарного театра, стал жестом символичным во всех
отношениях – ведь именно сегодня отечественная сцена переживает тяжелый
момент.
Имидж Станиславского, если отряхнуть его от штампов
идолопоклонничества, будет примерно таким: по-детски трогательный
человек, доверчивый и пафосный, одержимый до маниакальности и
сомневающийся, обидчивый и великодушный. Его жизнь в стенах им же
созданного Московского Художественного театра, если верить
документальной пьесе Дурненкова-младшего, состояла из череды
хозяйственных забот, трений с Немировичем-Данченко, борьбы с самолюбием
артисток и с тупостью советской власти и проч. Что в итоге? «Я долго
жил. Много видел. Был богат… Состарился. Скоро надо умирать». Дурненков и
Серебренников, взяв в соратники композитора Александра Маноцкова и
больше дюжины арт-знаменитостей, показали «его жизнь в искусстве» через
детали – смешные и драматичные, случайные и закономерные. Раз речь идет о
всем известной персоне, величие которой давно не обсуждается, разглядим
то, что в уголках картины, а не в ее центре. Центром стал дагерротипный
портрет прелестного мальчика лет семи и детские письма маленького
Кости, который клятвенно обещает маме не купаться с головой.
Традиция делать нескучные «датские» спектакли в последнее время
вообще стала популярной в московских театрах. Сначала тот же Дурненков
написал пьесу про молодого Станиславского «Моя жизнь в искусстве» – в
спектакль «Не верю» ее превратил режиссер Марат Гацалов. Потом драматург
Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев сочинили спектакль-экскурсию
«Девятьподесять» – к 90-летию Театра имени Маяковского. Главное, из-за
чего это все увлекательно и живо – документ. Дневники и письма во «Вне
системы», книжка «Моя жизнь в искусстве» в «Не верю», интервью с теми,
кто еще застал Охлопкова, в «Девятьподесять». Но еще обаяние мхатовского
праздника во многом случилось благодаря присутствию на сцене не просто
исполнителей ролей, пусть даже замечательных, а реальных фигурантов
современного искусства. Оперный режиссер Дмитрий Черняков изображал
Вахтангова, актер Константин Хабенский и драматург Михаил Угаров по
очереди играли Немировича-Данченко, писатель Владимир Сорокин выступил
от лица Чехова, а Захар Прилепин – «пролетарского драматурга» Максима
Горького. Вышедший в финале представления театровед Алексей Бартошевич
нечасто стоит на мхатовской сцене – так что и для него, и для нас это
волнение «первого раза» было настоящим, ровно таким, как мечтал о нем
Станиславский.
Для любителя Костя Алексеев, выходец из семьи фабриканта, сделал
невероятно успешную карьеру – душным московским летом тренируя перед
зеркалом позы и с удовольствием играя в дачных спектаклях, он остался в
истории создателем актерской системы, по которой учили в американской
школе Ли Страсберга и которую до сих пор исповедуют в России. На сайте
МХТ Станиславского поздравляют как «великого русского режиссера», но
оставим режиссуру изобретшим ее немцам из мейнингенского герцогства, на
чьих московских гастролях учился будущий создатель МХТ, и Мейерхольду. А
вот строительство театра, его этики и механики, а также воспитание из
человека актера принадлежат по праву Станиславскому.
Пятнадцать эпизодов, маркированных титрами, начинаются с выхода прямо
из зала британского режиссера Деклана Доннеллана с переводчиком. Это –
англичанин Гордон Крэг, он в Москве, и он в энтузиазме от встречи с
актерами ХТ, «великолепнейшими людьми на свете». Дальше на авансцене,
отсеченной от всего остального пространства наклонным зеркалом (художник
Николай Симонов), появляется великолепная четверка: сам Серебренников в
качестве Мейерхольда, Черняков за Вахтангова, Угаров как Немирович и
режиссер Виктор Рыжаков – в образе основателя знаменитой 1-ой студии
Леопольда Сулержицкого. «Любители» на профессиональной сцене. Идет
склока – главным образом, идейная. Немирович-Угаров говорит
Мейерхольду-Серебренникову, что тот «никогда не проявлял гениальности»,
Вахтангов-Черняков отзывается о Немировиче как о «поставщике литературы»
и «недоразумении как режиссере». Между тем, Станиславский – Анатолий
Белый, ничего этого не слыша, с экрана умоляет артистов ХТ об одном:
надевая трико, снимать носки и кальсоны, чтоб избежать некрасивой формы
ноги.
Сподвижников Станиславского, его учеников и
великих современников, артистов, жену и саму Айседору Дункан во «Вне
системы» в одно касание играют звезды московских театров: Анатолий Белый
и Константин Хабенский из самого МХТ, Константин Райкин из «Сатирикона»
и Евгений Миронов из Театра Наций, Алла Покровская, Наталья Тенякова,
Евгения Добровольская, Полина Медведева, Ирина Пегова, Илзе Лиепа. На
сцене – мхатовские кресла, Хабенский оттягивает зеленый занавес,
показывая залу знаменитую шехтелевскую чайку. Весь этот мир –
безусловно, театр, весь из отражений и эха. Настоящее смотрится в
прошлое как в зеркало и ищет в этом прошлом опору, оправдание или
надежду.
В финале юбилейного мхатовского торжества из трюма поднимается белая
суфлерская будка, где в окружении бобинных магнитофонов сидит
руководитель нынешнего МХТ Олег Табаков. Старый суфлер сетует на пыль и
грязь, а в промежутках между жалобами превращается в Станиславского и
вспоминает своих учеников («только двоих могу назвать – гениального
Сулержицкого и Вахтангова») и соратников. Творческие вопросы волнуют
«хозяина» наравне с безопасностью кассы, спекулянтами и сломанным
штепселем. В этом есть своя правда и своя печаль: «храм» ли театр или
большое сложное хозяйство, придуманное для организации хорошего
времяпровождения, – вопрос этот Станиславский так и не решил.
Дух студийности, который так отстаивали КС и его фанатичный
последователь, толстовец Сулержицкий, и есть ядро театра-дома, его этика
и религия. Судержицкий потерпел крах, потому что стало ясно: либо
студия, либо театр. Но тоска об идеальном устройстве театра осталась и
не дает покоя до сих пор. В 1950-х идею студийности возвращал Олег
Ефремов в опыте раннего «Современника», строя театр как команду
единомышленников на принципах равенства и самоуправления. Театром-домом
были Мастерская Петра Фоменко, Студия театрального искусства Сергея
Женовача, «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, питерский
Малый драматический Льва Додина. Вот, собственно, и все.
Символично, что одним из Мейерхольдов в серебренниковском «Вне
системы» стал Клим – ученик Васильева и выходец из «Творческих
мастерских», оплота московского авангарда начала 1990-х. В коротком
эпизоде «Энергия» Мейерхольда, как безвольную куклу, измученную пытками,
сажают на стул, а он снова и снова падает на пол. Режиссер и теоретик,
за которым, как и предрекал Вахтангов, было будущее, был не только убит,
но надолго вычеркнут из нашего театрального обихода. Клим тоже давно не
ставит спектаклей, да и в целом все, что «не по системе», плохо
приживается на отечественной почве. Мхатовская парадигма – жизнеподобный
психореализм – победила, породив заодно толпы неталантливых
последователей.
Механизм отношения к театру как к развлечению, пусть и культурному, в
XIX веке придумали для буржуазной европейской публики. Основатель
Художественного его презирал и пытался его уничтожить. Не вышло, да и
хочет ли этого публика? Речь ведь о ее комфорте и безопасности. А их как
раз сохранили вопреки издевкам Мейерхольда: «пусть даже глупо – но,
боже мой, как хорошо, как чисто, как душисто». В этом и есть главное
несчастье в общем глубоко счастливого КС.
Впрочем, когда исполинскому портрету Станиславского в финале
аплодируют вышедшие на сцену актеры, монтировщики сцены, режиссеры,
музыканты и им вторит битком набитый зал МХТ, становится ясно, что речь
шла о человеке, желавшем существовать всегда вне системы. Иногда ему это
удавалось, чаще же он вынужден был с ней считаться. И все же никто не
знает имен контролеров из жилищной конторы, пришедших уплотнять старика.
А вот в него самого верят до сих пор.
Кристина Матвиенко для «Ленты.ру»
ист-http://lenta.ru/articles/2013/01/21/stanislavskij/