| В Москве открывается выставка знаменитого американского
фотографа Энтони Сво «Потерянный рай», представленная Московским Домом
Фотографии в рамках Фотобиеннале-2010.
Сегодня его фотографии – хроника горячих новостей, завтра –
документальные свидетельства, по которым можно будет изучать историю.
Свой первый серьезный приз, Пулитцеровскую премию, Сво получил в 1984-м
году за фотографии голодающих в Эфиопии, и с тех пор список полученных
наград и посещенных стран растет безостановочно. |
Работал Сво и в нашей стране: изменениям, коснувшихся России и стран
Восточной Европы с момента падения Берлинской стены Сво посвятил десять
лет жизни. Сегодня же, по признанию фотографа, ему интереснее всего в
Соединенных Штатах. О том, почему это так и что означает название
привезенной на «Фотобиеннале» выставки Энтони Сво рассказал РИА
Новости. Беседовала Тамара Бараненкова.
Америка
«Визитная карточка» выставки «Потерянный рай» – облетевший все
новостные агентства снимок на тему финансового кризиса, за который в
прошлом году Сво получил главный приз World Press Photo. На черно-белой
фотографии, сделанной в Кливленде, изображен полицейский, который
крадется по опустевшему дому: недавно его покинули не сумевшие
выплатить ипотечный взнос жильцы, но со стороны все выглядит так, будто
где-то поблизости могут скрываться опасные преступники…
Но финансовый кризис, говорит Сво, далеко не единственная тема
экспозиции. Как-никак, представленные на выставке фотографии охватывают
почти десятилетний период истории страны: здесь и трагедии вроде
наводнения в Новом Орлеане, и повседневная жизнь рядовых американцев.
«Я начал работать в Соединенных Штатах в 2001-м году, во время
инаугурации Джорджа Буша, - рассказывает Сво. – К тому моменту я не жил
там двадцать лет. В это время Америка, пожалуй, была единственной
мировой сверхдержавой: Советского Союза уже не существовало, и Россия
находилась в полном хаосе после дефолта. Буш был уверен - новый век
будет веком Америки, она будет доминировать и в политическом, и
экономическом плане. В моем понимании, чудовищный кризис, разразившийся
в США в последние годы, был спровоцирован двумя событиями того года –
избранием Буша в президенты и трагедией 11 сентября».
Последовавшая за нею война в Ираке и стала одной из первых тем будущей выставки.
«Первые новости из США я получал, будучи жителем Европы (тогда Сво
жил во Франции – прим. Ред.) – вместе с европейцами я наблюдал, как
правительство и средства массовой информации готовят людей к войне, -
говорит фотограф. - Рассказывающий об оружии массового поражения
Дональд Рамсфельд казался мне оттуда лунатиком, настоящим безумцем,
несущим откровенную бессмыслицу. Но стоило мне приехать в Америку, как
ситуация менялась: Рамсфельд словно терял большую часть своего
безумства, и я видел, как люди вокруг действительно верят в то, что в
сентябрьской трагедии повинен Ирак. Конечно, пропаганда играет большую
роль в любой войне, но в Штатах она велась так неприкрыто, что это
просто поражало».
Так родилась идея серии «Война дома» («War at home»), которую Сво
делал для журнала «Time», - вместо того, чтобы отправиться снимать
«очередную для себя войну», он решил остаться в Америке и наблюдать,
как на эту войну реагируют его соотечественники. Получилось что-то
вроде социокультурного и политологического исследования: Сво снимал
политиков и простых американцев, антивоенные демонстрации и митинги в
поддержку американской армии, тех, кто был за Буша и тех, кто был
против. При этом, уверен Сво, его собственный взгляд на события в
Ираке очевиден: «Репортажная съемка, конечно, предполагает, что
фотограф показывает события объективно, но вовсе не показать свое
мнение тоже невозможно. Я всегда считал войну в Ираке бессмысленной – и
в моих фотографиях это, скорее всего, сквозит».
Оценка, которую фотограф дает всему десятилетию страны в целом,
также однозначна – и красноречивее всего об этом говорит название
выставки. С началом правления Буша страна начала стремительно терять
свой международный авторитет и могущество, говорит Сво. Мировой
финансовый кризис он называет «финальным аккордом» этого болезненного
процесса. «Больше всего меня поразило то, с какой скоростью ухудшалась
экономическая ситуация, как за полгода страна, являющаяся
сверхдержавой, растеряла все, что у нее было и оказалась на коленях.
Количество людей, которые потеряли работу, жилье, средства к
существованию, просто ужасает меня. И те изменения, которые начались в
США с приходом Обамы, кажутся мне очень незначительными. Его хорошо
продуманная предвыборная кампания, но я не уверен, что это имеет
какое-то отношение к реальности».
Россия
В России Сво сегодня бывает редко – с тех пор, когда он жил здесь,
прошло десять лет. О впечатлениях от последнего визита (в преддверии
выставки) фотограф говорит так: «Вернувшись сюда, я был потрясен
произошедшими изменениями. Может, это лишь то, что лежит на поверхности
– новые дома, кафе, рестораны, офисы, но разница между Россией той и
сегодняшней поражает. Я не знаю, как изменилась политическая ситуация и
не считаю возможным говорить об этом – изнутри все наверняка намного
сложнее, нежели снаружи». Но «советский», экзотический для западного
глаза налет, со зданий современной Москвы совершенно исчез, говорит он.
Летом город, пожалуй, смотрится даже лучше, чем Нью-Йорк.
«Те две недели, что я провел в России, оказались очень насыщенными.
Я успел снять последствия терактов в московском метро и последовавшие
за ними митинги - как проправительственные, так и
антиправительственные. Был рядом с Людмилой Алексеевой, когда она
возлагала цветы на Парке культуры и когда на нее напали. Снять оба этих
события – большая удача для фотографа».
Очевидно, что в случае со Сво важны не только (а может, не столько)
талант фотографа, но и чутье аналитика и историка, который точно
понимает «куда ветер дует» и не боится оказаться на месте событий
первым. При взгляде на его фотографии в голову приходит мысль даже не о
творчестве, а о страсти жизнеописателя, летописца, в руках которого
оказалось не перо, а фотокамера.
Именно это чутье, очевидно, и привело Энтони Сво в Восточную Европу
двадцать лет назад, когда вслед за Берлинской стеной стал рушиться
«железный занавес». Он работал в Германии, Польше, Румынии, Словакии,
Чехии, Болгарии и, конечно, России. Сво стал одним из тех фотографов,
по чьим снимкам Запад судил о новом Востоке.
«Если мы и были настроены оптимистично относительно России, то
только первое время. Тогда нам казалось, что мы можем изменить эту
страну к лучшему и помочь людям. Но к концу моего пребывания здесь
творился полный хаос: последние события, которые я снимал, – дефолт
1998-го года. Я видел, как страна переживает одно потрясение за другим
и совершенно не представлял, куда все это может привести, -
рассказывает Сво. – Сначала американцам казалось, что с изменениями
политической системы последуют изменения и в экономике, но все это
оказалось чистой воды теорией. Что касается политической ситуации, то
правительство Ельцина действовало совершенно иначе, нежели нынешнее –
свободы было больше. Но вот экономике это совершенно не помогло».
Радостного на фотографиях, сделанных Сво в то время, мягко говоря,
мало: путч 1993-года, война в Чечне, бандитские разборки, нищие
пенсионеры, обшарпанные дома, серость и унылость. Плодом его
десятилетней работы в Восточной Европе стала выставка «Падение стены»,
которую Сво показывал у нас в 2000-м году.
Теперь пришла очередь Америки – выставку «Потерянный рай» можно посетить в фонде культуры «Екатерина» с 10 апреля по 10 мая.
источ.-http://www.rian.ru/culture