Результаты новых исследований швейцарской «Моны Лизы», известной как
«Айзелуортская Мона Лиза», стоит рассматривать как доказательство того,
что эта картина не является поздней копией «Джоконды» (1503-1505), а
была написана самим Леонардо да Винчи. Об этом, как сообщает Reuters, заявили эксперты из фонда Моны Лизы в Цюрихе.
Так, фонд провел ряд тестов с Швейцарской высшей технической школой
Цюриха, которая сделала радиоуглеродный анализ холста, на котором
написан портрет, и датировала его 1410-1455 годами. Тем самым, по мнению
ученых, была опровергнута гипотеза о том, что картина – поздняя копия.
Кроме того, фонд обратился к итальянскому математику Альфонсу Рубино с
просьбой сопоставить «сакральную геометрию» Ленардо да Винчи
(Витрувианского человека) с той, что представлена на картине. По данным
фонда, Рубино нашел однозначные соответствия, которые указывают на
авторство итальянца.
В фонде полагают, что «Айзелуортская Мона Лиза», названная так в
честь лондонского пригорода Айзелуорт (именно там жил купивший картину в
начале XX века коллекционер Хью Блейкер (Hugh Blaker), является
прототипом «Джоконды» и что картина не была окончена. Считается, что
моделью для Леонардо служила Лиза Герардини, супруга торговца шелком из
Флоренции Франческо дель Джокондоне – он заказал портрет своей жены в
самом начале XVI века. В фонде полагают, что в 1503-1505 годах была
написана не «Джоконда» из Лувра, а именно «Айзелуортская Мона Лиза».
Художник не успел ее дописать до своего отъезда из Италии в 1506 году и
отправил заказчику. «Джоконда», известная всему миру, по их мнению, была
написана во Франции около 1516 года.
Фонд Моны Лизы был создан в 2010 году для того, чтобы доказать
подлинность картины, которую некоторые исследователи все же считают
только копией шедевра из Лувра. Для своих исследований фонд привлекает
иностранных специалистов.