Галерея Бельведер —
известнейший художественный музей в венском дворце Бельведер. В его
коллекцию входят живописные произведения многих эпох, от Средневековья
и барокко до XXI века. Основная экспозиция посвящена австрийским
художникам эпохи Fin de siècle и югендстиля.
История
Австрийская
галерея Бельведер открылась в 1903 г. в оранжерее Нижнего Бельведера
под именем «Современная галерея» по настоянию многих современных
венских художников, как, например, Карл Молль. В канун смены веков Вена
славилась как центр современного изобразительного искусства. Решающую
роль в этом сыграло основанное в 1897 г. «Объединение художников —
Сецессион». Одним из основоположников Венского сецессиона был художник
Густав Климт. Густав Климт. «Поцелуй». Фрагмент. 1907
Участники
Сецессиона из окружения Климта стремились открыть Вене современное
искусство и передали в дар государству в честь открытия Современной
галереи ряд картин и скульптур, среди которых «Равнина близ Овера»
Винсента ван Гога 1890 г.
В 1909 г. Современная галерея была
переименована в «Королевскую австрийскую государственную галерею» и
пополнилась произведениями австрийского искусства. В конце первой
мировой войны «Австрийская галерея», как она называлась вплоть до 2007
г. за исключением периода национал-социализма, приобрела большое
количество картин, в том числе Густава Климта и Эгона Шиле. До 2000 г.
в коллекции Австрийской галереи находилось 33 работы Климта, однако не
все, как выяснилось, на законных основаниях.
Споры вокруг «Золотой Адели»
В
1907 г. Густав Климт написал портрет Адели Блох-Бауэр I, супруги
венского промышленника Фердинанда Блоха. Изображение Адели Блох-Бауэр в
переплетениях золотого и серебряного орнаментов является «пожалуй,
самым известным портретом Климта и основным произведением его так
называемого Золотого периода», как было указано в каталоге, выпущенном
к выставке художника, прошедшей в 2000 году в Австрийской галерее.
Портрет часто называют «Золотой Аделью», чтобы отличать от другого
портрета Адели Блох-Бауэр, написанного художником позднее. Стоимость
картины оценивается в 100 миллионов евро. В своём завещании Адель
Блох-Бауэр просила своего мужа передать оба портрета вместе с четырьмя
пейзажами кисти Густава Климта Австрийской галерее. Однако этого не
произошло, поскольку к моменту своей смерти в 1945 г. промышленник
еврейского происхождения Густав Блох-Бауэр в эмиграции в Швейцарии. Вся
его собственность в Вене подверглась конфискации, а картины Климта по
указанию национал-социалистов ещё в 1941 г. были переданы в Галерею
Бельведера.
Австрия уклонилась от передачи собственности Густава
Блох-Бауэра его наследникам в 1945—1946 гг. Их многочисленные попытки
вернуть наследство либо хотя бы приступить к переговорам завершались
неудачей. Лишь после того, как наследница Мария Альтманн возбудила в
США иск против Австрии (судебные издержки составили для Австрии
миллионы шиллингов), Австрия заявила о готовности участвовать в
судебном разбирательстве. По окончании процесса, продолжавшегося шесть
лет, суд постановил, что картины Густава Климта из Австрийской галереи
Бельведер должны быть возвращены проживающим в США и Канаде наследникам
Густава Блох-Бауэра, в том числе и Марии Альтманн. Передача картин
состоялась в 2006 г.
с- http://ru.wikipedia.org/wiki |