Берлинские
государственные музеи, Staatliche Museen zu Berlin, или SMPK (Берлин,
Германия) · к которым относятся все здания Музейного острова, музеи
Шарлоттенбурга, Далема, Культурфорума, а также группа художественных
музеев, представляющих современное искусство) — один из обширнейших
музейных комплексов Европы, который был разъединен в течение более чем
40 лет в результате разделения Берлина на Западный и Восточный.
Современные коллекции.
Остров
музеев. В Старом музее в настоящее время экспонируются античные
скульптуры, бронзовые и мраморные; вазы; ювелирные украшения; мозаики;
фрески и фаюмские портреты.
В Старой национальной галерее сейчас
выставляется европейская живопись и скульптура 19 в., со времен
Французской революции до Первой мировой войны. В двух новых залах на
первом этаже выставлена перевезенная из галереи в Шарлоттенбурге
обширная коллекция работ немецких романтиков: Каспара Давида Фридриха,
Карла Блехена, Филиппа Отто Рунге и Готлиба Шика. Там же — собрание
работ импрессионистов: Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара, П.Сезанна.
До
середины 2004 закрыто на ремонт здание музея Боде. Когда его откроют,
там можно будет увидеть собрание скульптуры и прославленную коллекцию
позднеантичного и византийского искусства.
Пергамский музей —
самый популярный музей Берлина: ежегодно его посещают 600 тыс. человек.
Это даже не один музей, а целый конгломерат: в центральном зале
находится знаменитый Пергамский алтарь — алтарь храма Зевса из Пергама
(180-160 до н.э.), рельефы которого изображают битву богов и титанов.
Посвященный Зевсу и Афине, покровительнице города Пергама в Малой Азии,
он уже в древности причислялся к чудесам света. Алтарь был найден
археологом Карлом Хуманом при раскопках Пергама, столицы малоазийского
эллинистического государства. В соседнем зале находятся ворота
Милетского рынка (120 н.э.), образец римской архитектуры императорской
эпохи из соседнего с Пергамом города.
В южном крыле Пергамона
размещается Музей Ближнего Востока. Главный его экспонат — вавилонские
ворота времен библейского царя Навуходоносора II (605-652 до н.э.),
посвященные богине Иштар. В этом же музее можно увидеть ассирийские
рельефы, происходящие из царского дворца, с изображением воинских
процессий и скульптурные изображения священной дворцовой стражи,
мифических крылатых быков шеду. Если смотреть на них спереди, кажется,
что они стоят, а если сбоку — что идут. Там же помещаются находки из
Месопотамии, Урука, Персии.
Культурный форум. В пожарах весны
1945 Картинная галерея — тогда еще Кайзер-Фридрих музеум — пострадала
больше других собраний. Погибло около 400 произведений, среди них
лучший Караваджо за пределами Италии и лучший Курбе за пределами
Франции. Собрание европейской живописи 13-18 вв., разделенное после
войны между западным музеем Берлин — Далем и восточным Музеем Боде,
воссоединилось только в 1998 в новом, специально построенном здании. 1
300 картин занимают 53 зала на двух этажах, общей площадью 7 тыс. кв.
метров. В основе собрания — коллекция курфюрста Фридриха Вильгельма
(1640-1688) и прусского короля Фридриха II Великого (1740-1786), а
также полотна, принадлежавшие директору берлинских королевских музеев
Вильгельму фон Боде. На первом этаже находится собрание художников
Северного Возрождения: А.Дюрера, Ханса Бальдунга Грина, Гольбейна
Младшего, Кранаха Старшего. В особом восьмиугольном зале разместилась
жемчужина собрания — 16 полотен Рембрандта. Голландская и Фламандская
коллекции выставляются по жанрам живописи: отдельно экспонируются
портреты, интерьеры, натюрморты, пейзажи, бытовые сценки. Среди
последних — Бокал вина Яна Вермера Дельфтского (ок.1661-1662), Портрет
четы Арнольфини Яна ван Эйка.
Небольшое собрание итальянского
Возрождения украшает вариант Рождения Венеры Сандро Ботичелли. Три зала
посвящены английской, французской и немецкой живописи 18 в., где есть и
картины Томаса Гейнсборо, и Антуана Ватто.
Новая национальная
галерея является собранием искусства 20 в. и включает произведения,
ранее принадлежавшие Старой национальной галерее и бывшей Галерее
искусства 20 в. Последняя возникла сразу после окончания Второй мировой
войны благодаря усилиям берлинского муниципалитета, намеревавшегося
компенсировать урон, причиненный современной художественной культуре
нацистами. Собрание охватывает период от французских кубистов начала
века, таких как Пабло Пикассо, экспрессионистов из объединения "Мост"
(Кирхнер, Шмидт-Роттлуфф и Хеккель), Отто Дикса и Георга Гросса ("Новая
вещественность"), сюрреалистов Макса Эрнста, Дали и Миро, художников
"Баухауза", абстракционистов Василия Кандинского и Пауля Клее, до
1960-х (более поздние вещи переданы в Музей Гамбургского вокзала).
Кабинет
графики как музей основан прусским королем Фридрихом Вильгельмом III в
1831, но история собрания старше примерно на двести лет.
В
середине 17 в. две с половиной тысячи рисунков и акварелей были куплены
для личной библиотеки прусских монархов, в том числе работы Дюрера,
Ботичелли, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Альтдорфера. После
воссоединения берлинских музейных коллекций в Кабинет графики были
переданы вещи 19-20 вв. из Национальной галереи.
Сейчас собрание
насчитывает около 80 тыс. рисунков и 520 тыс. произведений печатной
графики от Пизанелло до Пикассо. Особую ценность представляют собой 57
рисунков Ботичелли к Божественной комедии Данте, четыре рисунка Матиаса
Грюневальда, а также рисунки Клода Лоррена и Жана Антуана Ватто.
Графика, особенно акварель, очень чувствительна к свету, поэтому вещи
появляются в экспозиции на недолгий срок в составе тематических
выставок. Как специалисты, так и любители могут заказать в хранении
любое произведение, в данный момент не выставленное, и ознакомится с
ним в специальной комнате.
Музеи Шарлоттенбурга.
Коллекции
Египетского музея и Собрания папирусов — были основаны еще в 1828 при
Фридрихе Вильгельме Ш благодаря стараниям В. фон Гумбольдта. Рельефы из
царских гробниц, мумии, погребальные маски, папирусы попали в Германию
в результате археологических исследований, с 1842 щедро
субсидировавшихся прусскими королями, а затем и германскими
императорами. Археологические экспедиции в Тель-эль-Амарну — столицу
Египта при фараоне-реформаторе Эхнатоне, пополнили музей удивительными
вещами, в том числе — полихромным портретным бюстом жены Эхнатона —
Нефертити. К шедеврам собрания относятся портрет царицы Тейе и
знаменитая Берлинская зеленая голова (500 до н.э.).
До 1945
Египетский музей входил в комплекс Музейного остова, но после того как
многие экспонаты погибли при пожаре, часть коллекций была увезена в
СССР. В 1958 египетская коллекция была возвращена и выставлена в Музее
Боде. Сейчас в состав собрания входят более 2 тыс. предметов (с 3 тыс.
до н.э. до римской эпохи). Шарлоттенбург для этих вещей — временное
пристанище. Очередной переезд воссоединенной коллекции в
отреставрированное здание Нового музея планируется в ближайшие годы.
Вместе
с Египетским музеем в Новый музей на Музейный остров собирается
переезжать Музей древней и древнейшей истории (Museum fur Vor-und
Fruhgeschichte), где в настоящее время представлена экспозиция,
посвященная древним временам, от каменного века до раннего
Средневековья. В это собрание входили вещи из раскопок на месте
легендарной Трои, воспетой Гомером, обнаруженные в 1870-х археологом
Генрихом Шлиманом (1822 (26)-1890). Часть коллекции Шлимана осталась на
месте, часть — после войны экспонируется в Государственном музее
изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве.
На трех
этажах музея "Пикассо и его время" размещены более 80 работ Пабло
Пикассо (в т.ч. "голубого" и "розового" периодов), африканская
ритуальная скульптура, сильно на Пикассо повлиявшая, а также
произведения П.Сезанна, В.Ван Гога, Ж.Брака, А.Матисса, богатая
коллекция Пауля Клее периода между двумя войнами.
Музеи Далема.
В
Этнографическом музее собрано более полумиллиона вещей со всего мира:
скульптура, керамика, предметы быта, индийские куклы и марионетки,
маски из Бирмы и Бали, китайские ширмы, музыкальные инструменты. В
разделе "Археология Америки" — доиспанские культуры, от 2 тысячелетия
до н.э. до середины 16 в.: рельефная стела из Гватемалы, золотые
изделия инков, майя и ацтеков, колдовские куклы. В экспозиции
североамериканских индейцев — вигвамы и томагавки.
Коллекция
искусства Индии, Индокитая и Центральной Азии была обособлена от
Этнографического музея в 1971 и составила Музей индийского искусства.
Музей знаменит индийской и индокитайской бронзовой и каменной
скульптурой, а также комплексом экспонатов, происходящих из пещерных
буддийских монастырей и храмов Шелкового пути: стенные росписи,
живопись по ткани, каменная и деревянная скульптура 2-12 вв.
Музей
искусства Дальнего Востока представляет искусство Китая, Японии и Кореи
от каменного века до произведений современных ремесленников. Отдельные
экспонаты происходят еще из собрания герцогов Бранденбургских — как,
например, фарфоровая чаша начала 17 в.
В разделе Китая
специальная комната отведена для одного-единственного предмета
потрясающей сохранности и качества — императорского трона с ширмой,
лакированного, из палисандрового дерева, с перламутровой инкрустацией и
позолотой. Среди залов Японии один отведен чайной комнате, интерьер
которой выполняли японские мастера.
Художественные музеи.
Несколько
музеев Берлина не входят в исторические комплексы, а существуют
отдельно. Это Баухауз-архив — Музей дизайна (Bauhaus-Archiv — Museum
fur Gestaltung), Гамбургский вокзал — Музей современности (Hamburger
Bahnhof — Museum fur Gegenwart), Гугенхайм-Берлин (Deutsche Guggenheim
Berlin), Музей группы "Мост" (Brucke Museum), Музей Брёэна
(Brohan-Museum).
Музей Брёэна представляет искусство рубежа
веков: модерна и функционализма. Все его экспонаты имеют отношение к
оформлению интерьера: декоративно-прикладное искусство ар нуво и ар
деко, от ваз Эмиля Галле и мебели Гектора Гимара до богатой коллекции
фарфора — берлинского, мейссенского, севрского, — занимает весь первый
этаж музея. На втором — интерьерная живопись и графика художников
берлинского югендштиля. На третьем этаже две комнаты отведены под
персональные экспозиции бельгийского мастера ар нуво Анри ван де Вельде
и Йозефа Хоффмана, одного из лидеров венского югендштиля.
Школа
искусств и ремесел, организованная в 1919 в Веймаре Вальтером
Гропиусом, получившая название "Баухауз", стоит у истоков дизайна.
Однако дизайн — лишь малая часть интересов художников, которые считали
своей задачей реформу всех искусств, в т.ч. архитектуры. Школа
существовала до прихода к власти нацистов.
В Баухауз-архиве
отдельные экспозиции посвящены преподавателям: Василию Кандинскому,
Паулю Клее, архитекторам Гропиусу и Людвигу ван дер Роэ, а также
отдельным мастерским школы — керамической, кузнечной, рекламной,
фотографической. Материалы взяты из Баухауз-архива, основанного в
Дармштадте в 1961, в 1971 переведенного в Берлин, а спустя восемь лет
занявшего нынешнее здание, построенное специально для музея по проекту
В.Гропиуса.
Гамбургский вокзал — самый старый из существующих в
Берлине вокзалов (1845-1847). Однако в качестве вокзала он существовал
около сорока лет и, подобно парижскому Орсе, превратился в музей.
Сначала, в 1906 это был Музей транспорта. После войны он долгое время
пустовал, с 1987 был приспособлен под выставки. После одной из них, на
которой демонстрировалось современное искусство, судьба его была
решена: в ноябре 1996 здесь открылся музей с белыми стенами и зелеными
неоновыми огоньками по фасаду, громко названный Музеем современности —
первый специализированный музей постмодернистского искусства конца 20
в. с постоянной экспозицией. Сюда были переданы вещи из Национальной
галереи, а также частное собрание берлинского коллекционера Эриха
Маркса. На площади 8 тыс. кв. метров выставлены произведения художников
второй половины 20 в.: Энди Уорхола, Роберта Раушенберга, Ансельма
Кифера, Роя Лихтенштейна, Брюса Наумана, Гюнтера Юккера, Ричарда Лонга,
минималистов, "арте повера" и т.п. Первый этаж восточного флигеля
целиком отдан Йозефу Бойсу Самое популярное его произведение — Конец 20
века: 21 базальтовая глыба, часть которых разбросана на полу, а часть —
передвигается на тачках. Крупноформатные инсталляции расположились в
бывшем депо. В этом помещении проходят скандальные выставки, вроде
"Sensation", где молодые британские художники делились интимными
воспоминаниями и заспиртовывали свиней.
Фонд Соломона
Р.Гуггенхайма (Гуггенхейма) и "Дойче Банк" существуют в одном здании.
Гуггенхайм — не музей и не выставочный зал, а офис, тем не менее три —
четыре раза в год здесь проходят солидные выставки искусства 20 в. из
музейных коллекций.
Музей дрезденской группы "Мост" — первого
модернистского объединения в Германии и второго в Европе (после
французских фовистов) — один из самых маленьких в Берлине. Он занимает
всего 500 кв. м. и располагается в одноэтажном здании недалеко от
комплекса Далем. Музей возник после того, как один из лидеров группы,
Карл Шмидт-Роттлуфф завещал свое наследие Берлину. В дальнейшим в музей
влились произведения Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Макса
Пехштейна.
|