Гамбургский Кунстхалле (нем. Hamburger Kunsthalle) — художественный музей в Гамбурге.
Музей
размещается в двух соединённых между собой зданиях, расположенных между
центральным железнодорожным вокзалом и набережной реки Альстер на месте
некогда защищавшей город крепостной стены. Общая выставочная площадь
музея составляет более 13 000 кв. м. Традиционно центральное место в
гамбургском Кунстхалле занимает коллекция XIX в. Однако в музее также
есть отдел старых мастеров и модернизма. Под произведения современного
искусства выделен целый комплекс зданий. В Гравюрном кабинете хранятся
более 100 000 листов.
История и музейное здание
Инициатива
создания в Гамбурге художественного музея принадлежала жителям города,
которых с 1817 г. объединял союз любителей искусства. В 1846 г. они
выступили с соответствующим требованиям к городским властям. Город
выделил земельный участок, на котором в 1863—1869 гг. под руководством
архитекторов Георга Теодора Ширрмахера и Германа фон дер Худе было
построено кирпичное здание Кунстхалле. К нему в 1912—1921 гг.
архитектором Фрицем Шумахером был пристроен флигель из ракушечного
известняка с запоминающимся куполом.
В 1937 г. 74 произведения искусства гамбургского Кунстхалле были названы дегенеративным искусством и конфискованы.
В
июле 1978 г., когда для проведения ремонтных работ в музее была
отключена сигнализация, из гамбургского Кунстхалле было похищено 22
картины общей стоимостью около 2 млн немецких марок.
В 1995 г.
комплекс музейных зданий пополнился «Галереей современности»,
прямоугольным зданием из песчаника по проекту Освальда Матиаса Унгерса.
В
первые годы своего существования коллекция музея пополнялась за счёт
подаренных произведений искусства, отвечающих вкусам своего времени.
Лишь
благодаря первому директору Кунстхалле Альфреду Лихтварку, вступившему
в должность в 1886 г., коллекция Кунстхалле обрела системность. В музее
появился отдел средневекового искусства, представленного мастером
Бертрамом и мастером Франке. Однако особое внимание при подборе
экспонатов для художественного собрания уделялось искусству XIX в.
Кунстхалле хранит произведения Макса Либермана, с которым дружил
Лихтварк, Ловиса Коринта, Андерса Цорна, Эдуара Вюйара, Пьера Боннара и
других художников, создававших виды Гамбурга. Теодор Хаген представлен
несколькими пейзажами гамбургского порта. Альфред Лихтварк познакомил
широкую общественность с творчеством Каспара Давида Фридриха, а также
Филиппа Отто Рунге. Под руководством Лихтварка целенаправленно
приобретались полотна современных художников Адольфа фон Менцеля и
Вильгельма Лейбля.
Коллекция голландских мастеров и Гравюрного
кабинета возникли из произведений искусства, завещанных музею.
Считается, что полотна импрессионистов появились в Гамбурге благодаря
влиянию Макса Либерманна.
При директоре Лихтварке было также приобретено 2499 монет и медалей, часть которых представлена в Монетном кабинете.
При
преемнике Лихтварка Густаве Паули, возглавлявшем до этого Кунстхалле в
Бремене, научный подход был применён к фондам Гравюрного кабинета. В
коллекции появились работы известных художников-экспрессионистов Оскара
Кокошки и Франца Марка.
Галерея современности
В
построенном в 1995 г. музейном здании недалеко от моста Ломбардсбрюкке
(нем. Lombardsbrücke) проходят сменные выставки, посвящённые модернизму
и поп-арту.
с- http://ru.wikipedia.org/wik |