Музей Боде (нем. Bode-Museum) — художественный музей в составе ансамбля Музейного острова в Берлине, в котором размещаются экспозиции Скульптурного собрания, Музея византийского искусства и Монетного кабинета. 17 октября 2006 года музей открылся после шестилетней реставрации.
Здание музеяИдея создания музея искусства в Берлине возникла в 1871 году при кайзеровском дворе среди окружения кронпринца и позднее германского императора Фридриха III. Конкретные предложения были представлены Вильгельмом фон Боде. Придворный архитектор Эрнст фон Ине возвёл в период с 1897 по 1904 годы музейное здание для собранной Боде коллекции скульптуры и живописи, начало которой положили кунсткамеры курфюрстов Бранденбургских. Музей открылся 18 октября 1904 года, в день рождения умершего в 1888 году Фридриха III.
Здание в стиле необарокко
расположено на северовосточной оконечности Музейного острова на участке
размером в 6 000 м², представляющем собой по форме неправильный треугольник. Несмотря на это архитектору удалось создать здание с куполом над входом, производящее впечатление сооружения, имеющего форму абсолютно симметричного и равнобедренного треугольника с закруглённой вершиной. С берегами Шпрее вход в музей соединяют два моста через оба рукава реки. Здание отделано песчаником, квадровый цоколь с окнами и разделённые коринфскими полуколоннами и ризалитами с фронтонами два верхних этажа музея кажутся вырастающими прямо из воды. Аллегорические изображенияаттиках выполнены скульпторами Августом Фогелем и Вильгельмом Видеманном. видов искусств и знаменитых центров искусства на
Несколько поперечных корпусов музейного здания образуют пять
внутренних дворов. За фойе начинается впечатляющая вереница помещений,
образующая центральную ось здания: Большой купольный зал с широко раскинувшимися пролётами лестниц и гальванопластической копией 1904 года конной статуи Великого курфюрста работы Андреаса Шлютера; за ним следует Зал Камеке со статуями, некогда украшавшими крышу возведённой тем же Шлютером и не сохранившейся Виллы Камеке на улице Доротеенштрассе; далее располагается базилика в стиле итальянского Ренессансакапеллах — полихромными, покрытыми глазурью терракотами Луки делла Роббиа и алтарём Воскресения Христова из Флоренции; замыкает этот ряд Малый купольный зал с лестницей в стиле рококо и мраморными статуями Фридриха Великого и пяти его генералов. В этой анфиладе представительских залов когда-то проходили торжества, на которые приглашались придворные и меценаты из среды состоятельного бюргерства. с религиозными скульптурами в боковых
В собственно выставочных залах Боде разместил герметичные, законченные ансамбли из скульптур, картин, предметов мебели и декоративно-прикладного искусства
так, как это было принято в частных коллекциях в домах крупной
буржуазии. Их дополняют внутренние архитектурные детали: порталы,
мраморные арки, кессоновые потолки, камины и алтари,
которые Боде приобрёл для нового здания музея в Италии. Декор этих
залов по замыслу Боде должен был приближать посетителей музея к
атмосфере прошлого. Своими «стилевыми залами», где экспонаты
подбирались по историческим периодам, Вильгельм фон Боде следовал
музейно-педагогической концепции, которую положил в основу своего
музейного здания по соседству — Бранденбургского музея — Людвиг Хофман.
В память о Фридрихе III музей получил название «Музей кайзера Фридриха». Во Вторую мировую войну здание музея сильно пострадало. После войны с 1945 года музей носил название «Музей на Купферграбене». В 1956 году музей был переименован в честь своего зачинателя и первого директора. Здесь располагался Египетский музей и собрание папирусов, Музей первобытной и ранней истории, картинная галерея, Скульптурное собрание и Монетный кабинет. ВосстановлениеВпервые после войны экспозиции музея частично открылись для
посетителей в 1950—1960 годы. Постепенное восстановление
функционирующего музея, включая реставрацию внутренних помещений,
затянулось до 1987 года.
С начала 1990-х годов в здании стали обнаруживаться многочисленные и
серьёзные строительные дефекты, в связи с чем в 1997—1998 годы было
принято решение о постановке здания музея на капитальный ремонт с
восстановлением исторического облика столетнего памятника архитектуры.
Ещё в 1904 году внимание посетителей музея привлекал так называемый «Кабинет Тьеполо» — достаточно небольшой зал, оформленный в оттенках пыльной розы и белого и богато украшенный стукко в форме позднебарочных ленточных орнаментов. Здесь находились 22 фрески в технике гризайли, который художник эпохи барокко Джованни Баттиста Тьеполо создал в 1759 году для палаццо Volpato Panigai в Нервесе на севере Италии. Вильгельм фон Боде выкупил их, перевёз в 1899 году
в Берлин и разместил в своём музее. Во Вторую мировую войну этот зал
был полностью разрушен, картины были вывезены на хранение и долгое
время считались утерянными. В ходе последних реставрационных работ
ценой огромных трудов кабинет удалось восстановить по одной
единственной чёрно-белой фотографии из музейного каталога 1904 года.
Четыре из пяти внутренних дворов открыты для посещения размещённой в
них скульптурной экспозиции под открытым небом. В соответствии с
мастер-планом Музейного острова музей был соединён с Пергамским музеем.
Во время реставрации была проведена модернизация всего здания с точки
зрения техники и безопасности. Фотоателье и реставрационные мастерские
получили новое современное оснащение, была усовершенствована система
пожарной охраны и установлена система кондиционирования. Здание стало
доступным для посетителей с ограниченными физическими возможностями.
Поражённые коррозией части стальных несущих конструкций были заменены и
стены музея были очищены от грибка. Здание предполагалось по
возможности сохранить в оригинальном виде, поэтому более поздние
архитектурные элементы были удалены и возвращено оригинальное цветовое
оформление.
Строительные работы в музее, продолжавшиеся пять с половиной лет, завершились в ноябре 2005 года
символической передачей ключей. В октябре 2006 года готовое здание было
передано общественности. За это время была подготовлена экспозиция
произведений искусства в современном стиле, вызвавшем жаркие дискуссии.
В конечном итоге экспозиция Музея Боде отвечает современным
представлениям посетителей о музейной экспозиции: стены и цоколи
окрашены преимущественно в белый или светло-серый цвета, объекты
искусства размещены неплотно, часто предоставляя для осмотра самые
изысканные ракурсы. Скульптуры нередко размещаются в залах свободно,
оставляя открытое и живое впечатление. При этом прочитывается
изначальная концепция комплексных «стилевых залов», заложенная
Вильгельмом фон Боде: экспозиции дополняют детали исторической
обстановки — полы, потолки, отдельные предметы мебели — и около 150
тематически и стилистически отобранных из собрания Берлинской картинной галереи произведений живописи.
Капитальный ремонт Музея Боде обошёлся федеральному бюджету в
152 млн евро. Общая площадь музея составляет около 25 тыся кв. м, из
них полезная площадь 66 выставочных залов — 11 тысяч кв.м. В музее
также размещаются собрание эскизов с произведениями итальянской
скульптуры различных школ, детская галерея, магазин и кафе.
Скульптурное собрание Скульптурное собрание является одной из самых крупных коллекций
старинной пластики в Германии. Как и собрание Музея византийского
искусства оно оказалось после Второй мировой войны разделённым между
Западным и Восточным Берлином. Объединённая коллекция экспонируется на
своём историческом месте — в Музее Боде — с 2006 года. Очевидным
символом объединённой коллекции стала скульптурная группа «Триумф
креста» из церкви св. Морица в Наумбурге, разместившаяся на первом этаже музея. Последние несколько десятков лет две фигуры из дуба, датируемые 1220 годом. хранились в разных местах: Мария — в музейном центре в Далеме, а Христос — на Музейном острове.
Скульптурное собрание хранит произведения искусства от Средневековья
до конца XVIII в. из немецкоязычных стран, а также Франции, Голландии,
Италии и Испании. Основу коллекции составляет итальянское искусство
раннего периода итальянского Ренессанса: терракотами Луки делла Роббиа,
скульптурами Донателло, Дезидерио да Сеттиньяно, Франческо Лаурана и Мино да Фьезоле. Широко представлены немецкие скульпторы готики, в частности: Тильман Рименшнайдер,
Ханс Брюггеманн, Никлаус Герхерт Лейденский и Ханс Лейнбергер. Особого
упоминания заслуживают крупноформатные скульптурные изображения святых
рыцарей времён Тридцатилетней войны и ренессансные и барочные статуэтки из алебастра и слоновой кости. Скульптура рококо и раннего классицизма представлена работами Игнаца Гюнтера, Йозефа Антона Фойхтмайера, Эдма Бушардона, Пьера Пуже, Жана-Антуана Гудона.
Музей византийского искусства
Коллекция музея включает в себя произведения искусства и предметы быта из Западной Римской империи и Византийской империи,
относящиеся к III—XV вв., то есть охватывают практически всё античное
Средиземноморье: Италию, Турцию, Балканский полуостров, Грецию,
Северную Африку, Ближний Восток и Россию. Наиболее ценными экспонатами,
определившими специфику музея, являются позднеантичные саркофаги из Рима, столицы Западной Римской империи; фигурные и орнаментальные пластики из Восточной Римской империи; резные изделия по слоновой кости, иконы и мозаики — великолепные образцы придворного искусства Византии; предметы быта и христианского культа из Египта.
Монетный кабинет Монетный кабинет является одним из старейших собраний в составе Фонда прусского культурного наследия.
Своё начало оно берёт в XVI в. от кунсткамеры бранденбургских
курфюрстов. В 1868 году кабинет получил статус самостоятельного музея,
а в 1904 году переехал в специально предназначенные помещения на первом
этаже Музея Боде.
Монетный кабинет — одна из наиболее крупных нумизматических коллекций. Огромную ценность представляют закрытые серии монет, охватывающие период с VII в. до н. э. — до чеканки монет в Малой Азии
и до настоящего времени. Из более чем 500 тысяч предметов в экспозиции
представлена лишь малая часть. В Пергамском музее представлено 1500
уникальных античных монет. В четырёх залах Музея Боде на втором этаже
разместилась экспозиция, включающая 4000 монет и медалей. О
представленных экспонатах рассказывает интерактивный каталог монет.
Оставшуюся часть экспозиции на первом этаже можно осмотреть по
предварительной договорённости. Там же находится публичная специальная
нумизматическая библиотека.
с-http://ru.wikipedia.org/wiki
|