Музей Прадо, Museu
del Prado (Мадрид, Испания) · крупнейший музей мира , хранящий
живописные произведения европейских художников XII-XIX в. Особенность
коллекции — самое большое в мире собрание испанской живописи. Коллекция
сложилась из трех больших частей. Первая — коллекции испанских королей.
Вторая - произведения, созданные под покровительством церкви и позже
перешедшие государству. Третья — произведения искусства, полученные в
дар, по завещанию, либо приобретенные музеем на пожертвования.
История создания музея.
На
протяжении нескольких столетий испанские короли собирали произведения
искусства. Первым монархом, который пожелал сохранить художественные
ценности во владении испанской короны, был Карл V (1500-1558).
Выставленные в загородном дворце Эль Прадо произведения светского
искусства могла посещать только знать. Доступ широкой публики был
разрешен в Эскориал, где была представлена религиозная живопись.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV
(1606-1665): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Для
первого публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели
место в большом парке Прадо (отсюда название будущего музея).
Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва
(1785-1808). Во время нашествия наполеоновских войск пострадало и
здание (в нем были расквартированы войска), и коллекция (много
произведений было вывезено). В 1814 король Фердинанд VII (1784-1833)
издал указ об учреждении публичного музея, но лишь в 1818 вновь
вернулись к проекту создания Музея науки и искусства, который получил
окончательное название — Музей Прадо. 19 ноября 1819 состоялась
открытие Музея Прадо, в коллекции которого насчитывалось 311 картин. В
1826-1827 были переданы картины, хранящиеся в Академии Сан Фернандо, в
том числе из коллекций Карла V, Филиппа II (1527-1598), Филиппа IV. В
1828 коллекция была классифицирована и экспонирована согласно научным
критериям. С 1836 в Испании производилось закрытие монастырей,
церковных учебных заведений. Конфискованные ценности размещались в
монастыре Ла Тринидад, где в 1838 был открыт Национальный музей. В 1871
его фонды перешли к Музею Прадо. В 1868 Прадо из королевского музея
становится музеем города Мадрид.
В 1894 был создан Музей нового
искусства, и Прадо лишается многих произведений, в основном испанских
художников XIX в. Часть позже попала в Национальный музей современного
искусства, который был открыт в 1951.
В августе 1936 из-за
гражданской войны музей был закрыт, картины эвакуированы в Швейцарию. 7
июля 1939 Прадо вновь открылся для посетителей, но экспозиция была
неполной — часть картин выставлялась в Женеве (с началом Второй мировой
войны картины вернули в Испанию).
В 1971 состоялось открытие
филиала музея Прадо в здании Касон дель Буэн Ретиро, в котором
экспонируются в основном произведения испанских живописцев XIX в.
Коллекция музея
Живопись
Испании — самая значительная часть коллекции музея, включающая в себя
произведения XII-XIX вв. С XVI по XIX вв. крупные художники Испании
являлись придворными живописцами, поэтому в королевских собраниях
широко представлены лучшие произведения испанской школы.
Фрагменты
фресок из церкви Сан Бауделио де Берланга в Сориа: "Охота на оленей",
"Слон", "Солдат" ("Охотник"), "Медведь", "Охота на зайца" (нач. XII
в.); фрагменты из капеллы Санта Круз де Мадеруэло в Сеговии: "Маэста",
"Апостолы", "Евангелисты" (сер. XII в.).
Хайме Уге (1414/15-?): "Голова пророка" (ок. 1435).
Педро
Берругете (ок. 1450-1504): "Аутодафе" (ок. 1495), "Поклонение волхвов
(ок. 1490-х)", "Явление Богоматери в монастыре" (ок. 1490-1496).
Алонсо
Санчес Коэльо (1531/32-1588): "Обручение св. Екатерины" (1578),
"Портрет Исабели Клары Эухении" (ок. 1575), "Принц дон Карлос" (ок.
1557).
Прекрасно представлено творчество Эль Греко (1540-1614):
"Поклонение пастухов" (ок. 1605), "Рыцарь с рукой на груди" (ок. 1580),
"Благовещение" (ок. 1575), "Коронование Девы Марии" (ок. 1590),
"Сошествие Святого духа" (ок. 1600), "Святая Троица" (1577-1580),
"Крещение" (1597-1600), "Иоанн Евангелист" (1598-1604), "Святое
семейство" (1594-1604), "Вознесение" (1541-1614), "Распятие"
(1584-1605).
В Прадо находятся знаменитые полотна художников
XVII в. Это картины Франсиско Сурбарана (1598-1664): "Непорочное
зачатие" (ок. 1628-1630), "Благословляющий Христос" (1638), "Св. Лука
перед Распятием" (ок. 1638), "Оборона Кадиса" (1634); Хусепе де Риберы
(1591-1652): "Троица" (ок. 1635), "Мученичество св. Филиппа" (1639),
"Сон Иакова" (1639), "Освобождение апостола Петра из темницы" (1639),
"Кающаяся Магдалина" (1641), "Св. Иаков старший" (1631); Бартоломео
Эстебана Мурильо (1618-1682): "Святое семейство с птичкой" (ок. 1650),
"Добрый пастырь" (ок.1660), "Сон патриция" (ок. 1662-1665), "Аудиенция
папы" (ок. 1662-1665), "Непорочное зачатие" (ок. 1678), "Поклонение
пастухов" (ок. 1655-1660), "Явление Девы Марии св. Бернарду" (ок.
1655-1660), "Мадонна дель Росарио" (ок. 1650-1655), "Мальчики с
раковиной" (ок. 1670).
Главное богатство музея — картины Диего
Веласкеса (1599-1660): "Триумф Вакха" (ок. 1627-1628), "Кузница
Вулкана" (ок. 1631), Эзоп (1639-1642), "Пряхи" (ок. 1657), "Гермес и
Аргус" (ок. 1659), шедевр мирового искусства "Менины" (ок. 1656),
"Сдача Бреды" (ок. 1634-1635), "Распятие Христа" (ок. 1632),
"Поклонение волхвов" (1619), "Инфант дон Карлос" (ок. 1626-1627),
"Филипп IV на коне" (ок. 1636), "Изабелла Бурбон на коне" (ок.
1635-1636), "Граф-герцог Оливарес" (ок. 1638), "Кардинал-инфант
Фердинанд в охотничьем костюме" (ок. 1632-1636), "Принц Бальтасар
Карлос в охотничьем костюме" (ок. 1635-1636), "Портрет Филиппа IV" (ок.
1628) и Франсиско де Гойя (1746-1828) (135 картин, гравюр, рисунков):
"Святое семейство" (ок. 1775-1780), "Распятие" (1780), "Маха одетая"
(ок. 1796-1798), "Маха обнаженная" (ок. 1796-1798), "Семья Карла IV"
(1800), "Семья герцога Осуны" (1790), "Франсиско де Байеу" (1795),
"Гаспар Мельхиор де Ховельянос" (1797-1798), "Фердинанд VII в лагере"
(ок. 1814), "Колосс" (ок. 1810), "Восстание 2 мая 1808 г. в Мадриде"
(1814), "Расстрел 3 мая 1808 года" (1814), "Молочница из Бордо"
(1827-1828); серия картонов для шпалерной мастерской: "Майский праздник
в долине Сан-Исидро" (1788), "Зеленый зонтик" (1777), "Цветочницы"
(1786), "Метель" (1786), "Жмурки" (1786); фрески "Дома глухого",
переведенные на холст: "Шабаш ведьм" (ок. 1820-1822), "Дуэль на палках"
(ок. 1820-1823), "Сатурн, пожирающий своих детей" (ок. 1820-1823).
Среди
живописцев, чьи картины выставлены в собрании Касон дель Буэн Ретиро,
известные испанские мастера XIX в.: Висенте Лопес (1772-1850), Хосе де
Мадрасо (1781-1859), Хосе Апарисио (1773-1838), Карлос Луис Рибера
(1815-1891), Валериано Домингес Беккер (1834-1870), Хосе Гутьеррес де
ла Вега (1791-1865), Эдуардо Росалес (1836-1873), Мариано Фортуни
(1838-1874), Рамон Марти Альсина (1826-1894), Карлос де Аэс (1829-1898).
Живопись Италии — второй по значимости раздел коллекции музея, знакомящий с произведениями Италии (XIV в. — XVIII в).
В
коллекции представлены картины Фра Беато Анджелико (ок. 1395-1455),
Андреа Мантенья (1431-1506), Сандро Боттичелли (1445-1510).
Особой
известностью пользуются полотна Рафаэля Санти (1483-1520): "Святое
семейство с агнцем" (1507), "Мадонна с рыбой" (ок. 1513), "Несение
креста" (ок. 1517), "Мадонна с розой" (ок. 1518), "Святое семейство с
маленьким Иоанном Крестителем и св. Елизаветой" (ок. 1518), "Встреча
Марии и Елизаветы" (ок. 1519), "Портрет кардинала" (ок. 1510);
Джорджоне (1477/78- 1510): "Мадонна с младенцем, св. Антонием и св.
Рохом" (ок. 1510) и Тициана Вечеллио (1488/90-1576): "Обращение маркиза
Альфонсо де Авалоса к войску" (1540-1541), "Конный портрет Карла V"
(1548), "Карл V с собакой" (1532-1533), "Император Карл V в сражении
при Мюльберге" (1548), "Императрица Изабелла Португальская" (1548),
"Филипп II" (1551), "Федерико Гонзага, герцог Мантуанский" (ок.
1525-1531), "Автопортрет" (ок. 1566), "Венера с органистом и Амуром"
(1547), "Вакханалия" (1520), "Даная" (1553-1554), "Венера и Адонис"
(1553-1554), "Поклонение Святой Троице" (1553-1554), "Поклонение
волхвов" (1561), "Моление о чаше" (1559-1562), "Св. Маргарита" (ок.
1562), "Адам и Ева" (ок. 1560), "Соломея с головой Иоанна Крестителя"
(ок. 1550), "Мадонна с младенцем и святыми Антонием и Рохом" (ок.
1509-1510), "Положение во гроб" (1566).
Тинторетто (1518-1594)
представлен такими полотнами как: "Нахождение Моисея" (ок. 1555),
"Юдифь и Олоферн" (ок. 1555), "Сусанна и старцы" (ок. 1555), "Эсфирь
перед Артаксерксом" (ок. 1555), "Соломон и царица Савская" (ок. 1555),
"Очищение мидийских дев" (ок. 1555), "Омовение ног ученикам" (1547),
"Битва христиан с турками" (ок.1580-1585), "Вельможа с золотой цепью"
(ок. 1560).
Не менее интересно собрание картин Веронезе
(1528-1588): "Иисус среди книжников" (ок. 1558), "Христос исцеляет
слугу сотника" (ок. 157-1572), "Выбор между Добродетелью и Пороком"
(ок. 1572-1575), "Венера и Адонис" (ок. 1582), "Нахождение Моисея" (ок.
1528-1588), "Жертвоприношение Авраама" (ок. 1585).
Живопись XVII
в. представлена работами Караваджо (1571-1610): "Давид с головой
Голиафа" (ок. 1601-1602); Гвидо Рени (1575-1642): "Святой Себастьян"
(ок. 1610), "Аталанта и Гиппомен" (ок. 1612), "Самоубийство Клеопатры"
(ок. 1635).
Среди полотен XVIII в. следует отметить Алессандро
Маньяско (1667-1749): "Ангелы, служащие Христу" (ок. 1730); Джованни
Баттиста Тьеполо (1696-1770): "Царица Зенобия перед императором
Аврелианом" (ок. 1717), "Непорочное зачатие" (1767-1769), "Св. Антоний
Падуанский с младенцем Христом" (ок. 1769), "Св. Паскуале Байлон" (ок.
1769); серия на тему "Страстей" (1772).
Живопись Фландрии —
около 700 полотен художников фламандской школы, среди них полотна
Иеронима Босха (1450-1516): "Поклонение волхвов" (ок. 1510), "Воз сена"
(1495-1500), "Сад наслаждений" (ок. 1510), "Семь смертных грехов" (ок.
1510); Питера Брейгеля Старшего (1528/1530-1569): "Триумф смерти" (ок.
1562).
Прекрасно представлено творчество Питера Пауля Рубенса
(1577-1640): "Конный портрет герцога Лермы" (1603), "Портрет Марии
Медичи" (ок. 1622), "Кардинал-инфант на коне" (1636), "Св. Георгий с
драконом" (1606-1607), "Смерть Сенеки" (ок. 1615), "Поклонение волхвов"
(1608 ? 1628-1629), серия полотен "Двенадцать апостолов" (ок.
1610-1612), "Непорочное зачатие" (1628-1629), "Отдых на пути в Египет
со святыми" (ок. 1635), картоны к гобеленам "Триумф евхаристии" (1628),
"Сад любви" (ок. 1630), "Крестьянский танец" (ок. 1630), "Три грации"
(ок. 1636-1638), "Сатиры и нимфы" (ок. 1639), "Суд Париса" (ок. 1639),
"Сотворение Млечного пути" (ок. 1636), "Диана и Калисто" (ок.
1636-1638), "Персей и Андромеда" (ок. 1639-1640), "Охота на
калидонского вепря" (ок. 1639-1640) и его учеников: Антониса ван Дейка
(1599-1641): "Коронование терновым венцом" (ок. 1618), "Взятие Христа
под стражу" (ок. 1620-1621), "Мистическое обручение св. Екатерины"
(ок.1620), "Пьета" (ок.1620), "Св. Розалия" (ок. 1625), "Св. Иероним"
(ок. 1618-1620), "Медный змий" (ок. 1620), "Портрет художника Мартена
Риккарта" (ок. 1629-1631), "Автопортрет с Эндимионом Портером" (ок.
1632), "Хендрик Либерти" (ок. 1627-1632), "Портрет музыканта" (ок.
1627); Якоба Йорданса (1593-1678): "Семья Йорданса в саду" (ок. 1621),
"Поклонение Церере" (1620-1625), "Купающиеся богини" (ок. 1640),
"Мелеагр и Аталанта" (ок. 1620), "Свадьба Пелея и Фетиды" (ок.
1636-1637), "Оплакивание Христа" (1650-1660).
В собрании находится одна картина Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669): "Артемизия" (1634).
Живопись
Германии — представлено более 50 картин немецких художников, в т.ч.
работы Альбрехта Дюрера (1471-1528): "Автопортрет" (1498), "Портрет
неизвестного" (1524), "Адам" (1507), "Ева" (1507); Лукаса Кранаха
Старшего (1472-1553): "Охота в честь Карла V в замке Торгау" (1544),
"Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем" (1536).
Живопись Англии — представлены произведения мастеров XVIII в.
Джошуа Рейнолдс (1723-1792): "Портрет Джемса Бурдье" (1756); Томас Гейсборо (1727-1788): "Портрет врача Генриха Секейры" (1775).
Живопись
Франции — раздел экспонирует более 300 произведений ведущих художников,
в т.ч. картины Симона Вуэ (1590-1649): "Юность и Красота торжествует
над Временем" (1627); Никола Пуссена (1594-1665): "Триумф Давида" (ок.
1630), "Вакх и Ариадна" ("Вакханалия") (ок. 1632-1636), "Аполлон и
музы" ("Парнас") (ок. 1626-1635), "Пейзаж с отшельником" (1634),
"Пейзаж с фигурами и зданиями" (ок. 1650); Клода Лоррена (Клод Желле)
(ок. 1600-1682): "Нахождение Моисея" (1639-1640), "Погребение св.
Серафимы" (1639-1640), "Искушение св. Антония" (ок. 1634), "Товий с
архангелом Рафаилом" (ок. 1637-1639), "Отъезд св. Павла из Остии" (ок.
1637-1639); Жана Антуана Ватто (1684-1721): "Заключение брачного
договора и сельский праздник" (1710-1716).
|