Национальная
галерея в Лондоне (National Gallery) · хранит более 2200 полотен
западноевропейской живописи 13-20 вв., является одним из лучших
художественных собраний.
В начале 19 в. в Великобритании
произведения искусства были сосредоточены в трех центрах: в Британском
музее, основанном в 1753 (см. также БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ); в Далиджской
галерее, открытой в 1814 в Далидж-Колледже, частном музее, где была
представлена живопись 17-18 вв.; в Королевской академии, основанной в
1768 как учебное заведение и место проведения выставок, не имеющей
полотен крупных художников. Назрела необходимость создания национальной
пинакотеки. В 1824 Палата общин выделила необходимую сумму для
организации музея и для покупки коллекции Дж. Дж. Ангерстайна (38
картин), ставшей основой Национальной галереи.
В мае 1824
картинная галерея была открыта для публики в особняке Ангерстайна на
улице Пэлл-Мэлл (Pall Mall). Коллекция нового музея расширялась за счет
закупок, пожертвований частных лиц и организаций.
Новое здание
музея было построено в 1834-1838 в неоклассическом стиле по проекту
архитектора Уильяма Уилкинса на Трафалгар-сквер (Trafalgar Square).
Первоначально музей делил помещение с Королевской Академией художеств,
переехавшей в 1869 в Берлингтоун-хаус на Пикадилли (Piccadilli). Вслед
за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея: постройки
производились в 1876, 1887, 1911, в конце 20-х и начале 30-х, 1961,
1975, 1991.
Во время Первой мировой войны галерея не пострадала,
но Вторая мировая война нанесла огромные разрушения: 9 авиабомб попали
в здание. Картины были заранее эвакуированы. В январе 1946 Национальная
галерея вновь открылась для публики.
При размещении экспозиции господствует научный исторический метод показа: картины размещены в хронологическом порядке.
КОЛЛЕКЦИЯ
Итальянская
живопись составляет самый большой раздел собрания. В середине 19 в.
директор Галереи Чарльз Истлейк каждый год делал приобретения в Италии.
В собрании находятся картины Мазаччо (1401-1428); Паоло Учелло
(1397-1475); Фра Филиппо Липпи (1406/1407-1469; Пьеро Делла Франческа
(ок. 1415-1492); Андреа Мантенья (1430/1-1506);
Сандро
Боттичелли (ок.1445-1510); Пьетро Перуджино (ок. 1450-1524). Галерея
обладает двумя картинами Леонардо да Винчи (1452-1519): Мадонна в гроте
(ок. 1506) и Мадонна со св. Анной (1508); несколькими картинами Рафаэля
Санти (1483-1520): Мадонна Ансидеи (1505-1506), Св. Екатерина
Александрийская (ок. 1508), Сон рыцаря (1504-1505), Мадонна с младенцем
и маленьким Иоанном Крестителем (1509-1510), Распятие с Девой Марией,
святыми и ангелами (Распятие Монд) (1503), Проповедь св. Иоанна
Крестителя (ок. 1505) и Микеланджело Буонарроти (1475-1564): Погребение
Христа (1497-1498), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном
(Манчестерская мадонна) (ок. 1495).
Достаточно полно
представлена живопись 16 в.: Джорджоне (1477/1478-1510): Поклонение
волхвов (1503-1504); Тициан Вечеллио (1477(?)-1576): Мужской портрет
("Портрет Ариосто") (1509-1510), Семья Вендрамин (1545-1547), Явление
Христа Марии Магдалине (ок. 1511-1612), Мадонна с младенцем, маленьким
Иоанном Крестителем и св. Екатериной (1525-1530), Вакх и Ариадна
(1523), Смерть Актеона (1570-1576), Аллегория Благоразумия (1565-1570);
Парис Бордоне (1500-1571): Портрет молодой женщины (1549-1545), Дафнис
и Хлоя (1538-1540); Паоло Веронезе (1528-1588): серия Коварство,
Уважение, Презрение, Счастливый союз (ок. 1575); Семейство Дария перед
Александром (1565-1568), Обращение Марии Магдалины (ок. 1550),
Поклонение волхвов (1573); Тинторетто (1518-1594): Происхождение
млечного пути (1578-1588), Св. Георгий с драконом (ок. 1555).
Среди
итальянских картин 17 в. полотна Микеланджело да Караваджо (1573-1610):
Встреча в Эммаусе (1601), Соломея с головой Иоанна Крестителя
(1607-1610), Мальчик, укушенный ящерицей (1595-1600); Франческо Гварди
(1712-1793): Дворец дожей. Венеция (ок. 1770); Антонио Каналетто
(1697-1768); Мастерская каменотеса (1727-1728), Праздник св. Роха (ок.
1735), Итонский колледж (ок. 1754), Лондон: интерьер ротонды в Рейнлафе
(1754); Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770): Святые Максим и Освальд
(ок. 1745), Пир Клеопатры (1740-1750), Аллегория с Венерой и Временем
(1754-1758).
Нидерландская живопись. Наибольшей известностью
пользуется полотно Яна ван Эйка (ок. 1390-1441): Портрет четы
Арнольфини (1434). В собрании есть и другие его картины: Портрет
молодого человека ("Тимофей") (1432), Человек в красном тюрбане (1433).
Среди
картин этого раздела выделяются полотна Рогира ван дер Вейдена (ок.
1399-1464): Читающая Мария Магдалина (ок. 1435), Обретение мощей св.
Губерта (ок. 1440); Ганса Мемлинга (1435/1440-1494): Святой Иоанн
Креститель (ок. 1475), Триптих Донна (Мадонна с младенцем, ангелами,
святыми и донаторами)(ок. 1475); Иеронима Босха (ок. 1450-1516):
Осмеяние Христа (1508-1510); Питера Брейгеля Старшего (1525/30-1569):
Поклонение волхвов (1564).
Немецкая живопись. Этот раздел
украшают немногочисленные картины знаменитых мастеров 16 в.: Лукаса
Кранаха Старшего (1472-1553): Иоганн Фридрих Великий в возрасте шести
лет (1509), Венера и Амур (ок. 1530), Святые Женевьева и Аполлония
(1506); Альбрехта Дюрера (1471-1528): Портрет отца (1497); Ганса
Гольбейна Младшего (1497-1543): Посланники (1533), Кристина датская,
герцогиня Миланская (1538), Портрет дамы с белкой и дроздом (1526-1528).
Фламандская
и голландская живопись представлены картинами 17 в.: Питер Пауль Рубенс
(1577-1640): Суд Париса (1631-1635), Пейзаж с замком Стен (1635-1636),
"Соломенная шляпка" (Сусанна Лунден) (1622-1625), Самсон и Далила (ок.
1609), Минерва защищает Мир от Марса (Мир и война) (1629-1635); Якоб
Йорданс (1592-1678): Говерт ван Сурпеле с женой (1636-1638), Мадонна с
младенцем, святыми Захарией, Елизаветой и Иоанном Крестителем (ок.
1620); Антонис ван Дейк (1599-1641): Дама с ребенком (1625-1627), Дети
Бальби (1625-1627), Уильям Фейлдинг, первый граф Денбиф (1633-1634),
Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская (ок.1637).
К шедеврам собрания относится картина Яна Вермера Дельфтского (1632-1675): Дама за клавесином (ок. 1670).
Рембрандт
Гарменс ван Рейн (1606-1669) представлен сразу несколькими полотнами:
Женщина, купающаяся в ручье (1655), Саския в виде аркадской пастушки
(1635), Пир Валтасара (1636-1638), Конный портрет (ок. 1663), Якоб Трип
(ок. 1661), Маргарета де Гер (ок. 1661), Христос перед первосвященником
(ок. 1617), Христос и грешница (1644).
В Галерее находятся
картины Якоба ван Рейсдаля (1628/29-1682): Аллея в Миддельхарнисе
(1689), Скалистый пейзаж с водопадом (1660-1670), Пейзаж с развалинами
замка и церковью (1665-1670); Франса Хальса (ок. 1580-1666): Мужской
портрет (1633), Дама с веером (ок. 1640), Молодой человек с черепом
(1626-1628), Семья на природе (1647-1650).
Испанская живопись
также представлена картинами самых известных мастеров 17 в.: Эль Греко
(1541-1614): Моление о чаше (ок. 1610).
Франсиско де Сурбаран
(1598-1664): Молитва св. Франциска (1639), Св. Маргарита Антиохийская
(1630-1634); Диего Веласкес (1599-1660): Христос в доме Марфы и Марии
(1620), Христос после избиения, созерцаемый душой человеческой (Христос
у колонны) (1626-1628), Св. Иоанн Евангелист на острове Патмос
(ок.1618). Охота Филиппа IV на вепря (1632-1637), Филипп IV Испанский в
коричневом и серебряном (1631-1632), Венера перед зеркалом (Венера
Рокби) (1647-1651); Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1670): Исцеление
паралитика (1667-1670), Крестьянский мальчик (1670-1680).
В
собрании также находятся картины Франсиско Гойя (1746-1828): Портрет
Исабель Кобос де Порсель (ок.1806), Портрет доктора Пераля (1795-1798),
Насильно влюбленный (1798), Пикник (1785-1790).
Французская живопись представлена в собрании, начиная с 17 в.
В первую очередь здесь следует отметить картины Клода Лоррена (1600-1682 и Никола Пуссена (1594-1665).
Франсуа
Буше (1703-1770): Пан и Сиринга (1759), Пейзаж с водяной мельницей
(1755); Жан-Оноре Фрагонар (1732-1800): Психея показывает сестрам дары
Амура (1753); Жан Антуан Ватто (1684-1721): Праздник любви (1715-1718);
Жан-Батист-Симеон Шарден (1699-1779): Карточный домик (1736-1737), Бак
для воды (1733-1740) представляют искусство 18 в.
Особенно полна
и разнообразна коллекция французской живописи 19 в.: Эжен Делакруа
(1798-1863): Портрет барона Швитера (1827), Овидий среди скифов (1859);
Жак-Луи Давид (1748-1825): Якобус Блаув (1795), Виконтесса Виллен XIV с
дочерью (1816); Жан-Огюст-Доминик Энгр: (1780-1867): Портрет госпожи
Муатесье (1856), Господин де Норвен (1811-1812), Мадам Муатесье (1856);
Густав Курбе (1819-1877): Натюрморт с яблоками и гранатами (1871), Пляж
(1874), Девушки на берегу Сены (ок. 1857); Жан-Батист-Камиль Коро
(1796-1875): Римская Кампанья с акведуком эпохи Клавдия (1826),
Склоненное дерево (1855-1860), Пейзаж в Арле-дю-Нор (1871-1874), Телега
(Воспоминание о Сентри) (1874).
Большинство картин
импрессионистов поступили в начале 20 в. из частных коллекций: Эдуард
Мане (1832-1883): Портрет Евы Гонзалес (1870), Музыка в саду Тюильри
(1862), Уголок кафе (1878-1880), Казнь Максимилиана (1867-1868); Клод
Моне (1840-1926): Пляж в Трувиле (1870), Темза, Вестминстер (1871),
Вокзал Сен-Лазар (1877), Пти-Бра на Сене в Аржантее (1872), Пруд с
кувшинками (1899); Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919): "Зонтики"
(1883-1884), В театре (Первый выход) (1876-1877), Купальщица
(1885-1890), Лодка на Сене (1879-1880), Мися Серт (1904); Эдгар Дега
(1834-1917): Упражнения молодых спартанцев (1860), Елена Карафа (ок.
1875), Танцовщицы (1890-1900), После купания (1888-1892); Камиль
Писсаро (1830-1903): Вид Лувесьенна (1869-1870), Бульвар Монмартр ночью
(1897), Кот-де-Беф в Эрмитаже (1877).
Картина Анри Руссо (1844-1910): Тигр в тропическую бурю пробудила интерес к примитивизму.
Галерея
обладает несколькими картинами Винсента Ван Гога (1853-1890): Стул Ван
Гога (1888), Луг с бабочками (1890), Пшеничное поле с кипарисами
(1889); Поля Сезанна (1839-1906): Старуха с четками (конец 1890-х),
Автопортрет (ок. 1880), Купальщицы (1900-1906), Склон холма в Провансе
(1886-1890); Пабло Пикассо (1881-1973): Ваза с фруктами, бутылка и
скрипка (1914); Анри Матисса (1869-1954): Грета Моль (1908).
Английская живопись. Основное собрание национальной живописи хранится в Галерее Тейт.
Две
картины Уильяма Хогарта (1697-1764) из серии Модный брак (1743-1745):
Свадебный контракт, Утро в доме молодых происходят из собрания
Ангерстайна.
Джошуа Рейнолдс (1723-1792), первый президент
Королевской Академии художеств, представлен картинами: Портрет адмирала
Хисфилда, коменданта Гибралтарской крепости (1787), Портрет леди
Кокберн с детьми (1773), Капитан Роберт Орм (1756), Анна, графиня
Олбмарль (1759-1760), Полковник Бэнестр Тарлтон (1782), Томас Гейнсборо
(1727-1788) — полотнами: Водопой (1777), Лес Корнард (1748), Рыночный
воз (1786), Портрет Сарры Сиддонс (1785), Дочери художника, бегущие за
бабочкой (конец 1750-х), Портрет четы Халлет ("Утренняя прогулка")
(1785), Портрет четы Эндрьюс (ок. 1750).
Развитие английского
пейзажа можно проследить по картинам Джона Констебла (1776-1837):
Уэймутская бухта (1816), Телега для сена (1821), Кукурузное поле (1826)
и Джозефа Маллорда Уильяма Тернера (1775-1851): Гибель "Смелого"
(1839), Снежная буря (1842), Дождь, пар и скорость — Большая западная
железная дорога (1844), Одиссей, дразнящий Полифема (1829), "Темерер"
идет к последнему причалу (1838).
|